Лабораторная работа №1:
«Сравнение количества теплоты
при смешивании воды разной температуры».
Руководитель: Рыбалко Виталий Павлович, учитель физики
Цель урока. Определять и сравнивать количество теплоты.
Оборудование и материалы: Цифровая лаборатория Releon, калориметр, штатив, весы.
Планируемые результаты обучения.
Метапредметные: овладеть навыками самостоятельной постановки цели, планирования хода эксперимента, самоконтроля и оценки результатов при определении количества теплоты, отданной горячей водой при остывании и полученное холодной водой при её нагревании; предвидеть возможные результаты; уметь работать в группе.
Личностные: осознать необходимость самостоятельного приобретения знаний о способах определения количества теплоты и практической значимости изученного материала, а также принятия решения; развивать творческую инициативу, уважительное отношение друг к другу, к учителю.
Общие предметные: планировать и выполнять эксперимент по определению количества теплоты, обрабатывать результаты измерений температуры, массы и количества теплоты, представлять их в виде таблиц, объяснять полученные результаты и делать выводы, оценивать границы погрешностей результатов измерений.
Частные предметные: понимать устройство калориметра; владеть экспериментальным методом исследования зависимости количества теплоты от массы тела, изменения его температуры и рода вещества, применять полученные знания о количестве теплоты в быту.
Ход урока.
- Техника безопасности
Приступая к работе, внимательно ознакомьтесь с заданием и оборудованием. Слушайте и выполняйте все требования учителя. Не пользуйтесь приборами без его разрешения. Нельзя зажигать спиртовку от другой спиртовки.
- Порядок проведения работы:
- Изучить методические указания, подготовить форму отчета.
- Собрать установку по рисунку:
- Подключить датчик температуры к USB разъемам компьютера.
- Запустить программу измерений Releon Lite. Запустить сбор данных кнопкой «Пуск».
- Наполнить мерную емкость холодной водой.
- Измерить массу и температуру холодной воды. Вылить ее во внутренний
стакан калориметра. Результаты записать в таблицу №1:
- Наполнить вторую мерную емкость водой. При помощи спиртовки подогреть ее до 60 °С.
- Измерить массу горячей воды и результаты записать в таблицу №1
- Влить горячую воду в калориметр, смешав ее с холодной водой.
- Измерить температуру смеси холодной и горячей воды. Результат записать в таблицу №1
- Рассчитать количество теплоты, отданное горячей водой при остывании до
температуры смеси, и количество теплоты, полученное холодной водой
при ее нагревании до этой же температуры по формуле Результаты вычислений занесите в таблицу №1.
- Повторить пункты 5-13 с различной массой воды.
- Сделать самостоятельные выводы по проведенной работе.
- Вывод: входе лабораторной работы мы определили количество теплоты, отданное горячей водой и полученное холодной при теплообмене, а так же определили, что на количество теплоты влияет не только теплообмен между порциями воды, но и теплообмен с окружающей средой.