Ведущее место в химии занимает школьный химический эксперимент. Это
основной метод обучения, который непосредственно знакомит с химическими
явлениями и одновременно развивает познавательную деятельность обучающихся.
В качестве средства повышения эффективности эксперимента, в настоящее время
мы используем компьютер в сочетании с цифровой лабораторией, которая расширяет
и обогащает образовательную деятельность, углубляя ее практическую
направленность.
Преимущества использования цифровых лабораторий в ходе урочной и внеурочной
деятельности очевидны: эксперимент становится информационно более насыщенным,
наглядным и понятным ученикам, выполнение фронтальных лабораторных работ с
использованием цифровых лабораторий расширяет круг возможных измерений;
возрастает интерес к изучению химии; способствует формированию навыков
исследовательской деятельности. Основным инструментом цифровой лаборатории
являются цифровые компьютерные измерители – датчики, с помощью которых
проводятся соответствующие измерения.
31.01.2023 года в ГБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Г.Н. Гурьянова ж.-
д. ст. Шентала в 8 классе прошла лабораторная работа «Определение рН средств
личной гигиены с использованием датчика рН». Ранее обучающиеся уже знакомились
с возможностями цифровой лаборатории при изучении тем «Классы неорганических
веществ», где с помощью датчика определяли водородный показатель растворов
кислот и оснований.
В начале работы обучающиеся повторили правила эксплуатации и хранения
электрода определения водородного показателя. Для экспериментального
определения рН нами были выбраны образцы средств личной гигиены таких, как:
шампунь, гель для душа, средство для умывания, жидкое и твердое мыло.
Обучающиеся учились приготавливать растворы данных веществ определенной
концентрации. С помощью датчика определяли значения рН и вносили в таблицу.
Также показатели рН определяли с помощью индикаторных полосок. Помещали
полоску в раствор до появления характерного окрашивания. Сравнивали окраску с
эталонной шкалой рН. Результатами измерений дополняли таблицу для сравнения.
Ребята сравнивали полученные результаты исследования с оптимальным
содержанием рН в средствах личной гигиены и пришли к выводу, что уровень
водородного показателя наших образцов соответствует норме. Так же убедились, что
использование цифрового датчика дает более точные результаты, а метод
индикаторных полосок позволяет получить приблизительные данные.
Кудашева И.С., учитель химии: «Знания, которые могут быть получены в ходе
работы, имеют практическую значимость для обучающихся при выборе средств
гигиены. Потребительские свойства средств зависят от многих факторов, одним из
которых является уровень рН. Поэтому обучающимся важно знать о доступных
методах определения рН данных средств, что в свою очередь поможет бережно
относиться к своему здоровью».
Куликова Вероника, ученица 8 класса: «Мне понравилось проводить исследования
растворов с помощью таких технологий, которые дают точные результаты. Вся
нужная информация отображается на компьютере, это необычно. В следующий раз мы
запланировали определить рН сока с помощью датчика цифровой лаборатории».