Обретение Родины

Бывшие помещечьи  крестьяне Спасского уезда Казанской губернии  основали село Старая Шентала.  Оно было центром всей волости. Лишь некоторое время спустя после строительства  железнодорожной станции  административный корпус  переселился  на ж.-д. ст. Шентала, а вместе   с ним и  большая  часть  населения  Шенталинского района. Шенталинский район- многонациональный, здесь проживают русские, мордва, чуваши и татары.  Разумеется,  знать историю района,  разбираться в особенностях  национальных культур – долг каждого шенталинца.  А помогают в этом  воспитательном деле-  экскурсии в краеведческие музеи поселений  Шенталинского района. 

На осенних каникулах  члены  школьного пресс-центра «READАКЦИЯ  «Золотое перо»» (рук. Аринина Н.Н.)   уже побывали  в музее  Шенталиской  школы №1.  3 апреля  ребята  совершили экскурсию в уникальный  историко-этнографический   музей  имени Михаила Чувашева   с. Старая Шентала.  Участники экскурсии познакомились  с историей  появления Шенталинского  района,  Старой Шенталы,  с культурой и бытом  мордвы,  а также с творчеством известного  учителя-этнографа М.И.  Чувашева.     

Михаил Иванович Чувашев (1909-1973), учитель физики в местной школе, краевед и этнограф по призванию, много лет собирал и исследовал мордовский фольклор, песенные памятники украинского, эстонского, чувашского народов. Он записывал фольклор в Самарской, Оренбургской, Ульяновской областях, в Мордовии и Татарстане.
Музей был создан в 2000 году по инициативе местного педагога Татьяны Ивановой  Волковой. Она и стала его директором.  Еще работая в школе, Татьяна Ивановна создала фольклорный ансамбль, проводила праздники песен. В 1989 году она продолжила  дело М.И. Чувашева, пополняя эту бесценную фольклорную «копилку». Собранные материалы сначала хранились в школе, а затем местные власти выделили для музея отдельное помещение в административном здании.

В центре экспозиции – живописный портрет Михаила Ивановича. За портретом мы видим художественное панно — березы, над которыми кружат птицы и ноты. «Эти деревья считаются священными у мордвы, — говорит Татьяна Ивановна. – Мифы этого народа говорят, что береза соединяет мир земной, мир предков, с богами. В одной из народных песен, записанных Чувашевым, поется о том, что боги сидят на ветках этих деревьев и управляют земной жизнью». Рядом – символическая шкатулка, напоминающая о популярной некогда радиопередаче «Шкатулка песни народной». Ее Чувашев придумал и вел вместе с композитором и музыковедом Владимиром Митителло. 

О Михаиле Ивановиче рассказывают собранные директором музея его фотографии разных лет жизни, личные вещи, книги, воспоминания о нем. А вот издание, которое стало своеобразным памятником фольклористу. Двухтомная книга «Духовное наследие народов Поволжья: живые истоки», подготовленная на основе собранных им народных творений. Более двух тысяч фольклорных творений (песен, причитаний, плачей, лирических произведений), найденных Чувашевым, опубликовано в этом двухтомнике. Тексты сопровождаются нотами, научными комментариями. Издание имело резонанс далеко за пределами страны. Так, недавно составители получили письмо с восторженным откликом от сотрудников Русско-американского культурного центра в Бостоне. 
Здесь же, в музее, в пухлых папках собраны многочисленные исследования Чувашева о самых разных видах фольклора – колыбельных песнях, свадебных, плачах, причитаниях. Народные песни неотрывны от национальных обрядов. 

В музее можно увидеть несколько сюжетных композиций с фигурками людей, одетыми в подлинные национальные одежды. Одна из них связана с обрядом свадьбы. Мы видим здесь невесту и жену брата – невестку в тот момент, когда они собирают свадебный сундук. В другой композиции можно увидеть фигурку ткачихи за работой. Рядом — подлинный ткацкий станок. Тут же – текст одной из песен, которые раньше пелась мордовскими женщинами в такие моменты. Эту песню от лица рукодельницы Домны Чувашев записал в Старой Шентале.
В атмосферу крестьянской жизни можно погрузиться, зайдя в реконструированную срубовую избу со всеми атрибутами старинного быта. Тут и печь, и полати, и детская люлька, и старинная деревянная посуда, и валек, которые раньше использовали вместо утюга. И лапти, и похожие на галоши плетеные ступни с высокими краями. Рядом реконструирован крестьянский двор с частоколом и плетнем. 

В этом уголке можно увидеть подлинные орудия труда, которые сегодня сохранились редко в каком сельском доме — соху, плуг, жернова, конскую упряжь и многое другое. Неподалеку — детские игрушки. Куклы в национальных костюмах, мордовских и чувашских. Тут и кружева, и вышивка, и плетение, и бисероплетение. В этом уголке посетителей знакомят со старинными колыбельными песнями. Рядышком – старинное лоскутное одеяло. «Каждый узор на нем имеет свой смысл и отражает мифологическое воззрение мордвы, — рассказывает Татьяна Ивановна. – Вот треугольник – мужское начало, ромб – женское. Вот символы семьи, домашнего очага. А все узоры вместе, как считалось, имеют силу оберега». В музее нередко реконструируются народные праздники и старинные обряды.

Экскурсия в музей  произвела на  ребят  невероятное впечатление, углубила знания в истории  и культуре мордовского народа. От всей души благодарим Татьяну Ивановну  за интереснейшую экскурсию!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *